Физиология заикания. Новые акценты видения проблемы.


Вне зависимости от того, являетесь ли Вы логопедом или нет, для того чтоб понимать причины возникновения и способы лечения заикания, необходимо знать следующее:

1. Речевой процесс есть круговой процесс.

То есть, когда мы что-либо говорим, мы должны:
а) произносить слова,
б) контролировать правильность собственной речи,
в) мысленно строить структуру новых фраз и ... опять произносить слова.

2. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра.

а) центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,
б) центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),
в) ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.
Центры Брока и Вернике показаны на картинке стрелками.

3. Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс

Примеры:
1. Развивающаяся глухота частично блокирует слуховой центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет человека говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.
2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе и некоторых других заболеваниях. Тяжелая форма дизартрии резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.
3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако данные нарушения наблюдаются не так часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован и соседние участки коры мозга, как правило, берут на себя его функцию.

4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).

Почему возникают периодические разрывы речевого круга?

Главное противоречие, которое служит основой возникновения заикания, заключается в следующем: с одной стороны для существования речевого круга и длительного речевого процесса необходимо, чтоб все три речевых центра работали синхронно, а с другой стороны эти три центра имеют разную биологическую мощность и, соответственно, развиваются не одновременно, а последовательно.

Итак, ребенок рождается, и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет.
Т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока.
Еще через несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненноважными для него, например слово "мама".
Т.е. вторым формируется слуховой центр Вернике, который "распознает" слова.
И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее поздний и наиболее "хрупкий" ассоциативный центр. Его развитие обусловлено воспитанием, культурологическими особенностями. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами.
В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры. Но иногда этот процесс может нарушаться…

Потенциально, разница между речевыми центрами имеется у каждого человека, но заболевание проявляется, только если эта разница становится чрезмерной. Именно тогда, проявляется нестабильная работа речевого круга.

5. Наиболее распространенные причины чрезмерной разницы между речевыми центрами:

а) особенности медиаторной структуры речевых центров, которая отчасти может передаваться по наследству. В этом случае заикание возникает в возрасте 3 лет +/-1 год.
б) фактор переученного левшизма, когда по мере переучивания центр Брока перемещается из одного полушария мозга в другое. В этом случае заикание возникает в возрасте 6 лет +/-1 год и связано с акцентуацией руки.
в) недостаточность или срыв механизмов синхронизации вследствие: испуга, стресса, истощающего заболевания, перенесенного наркоза …

Предлагаем Вам на нашем сайте zaikanie.net.ua пройти тестирование и выявить наиболее вероятную причину возникновения заикания.
права на статью: Андрей Блудов